Талантливая дочь великих грузинских артистов

0
427

Анастасия (Тасо) Абашидзе являлась дочерью Васо Абашидзе и Мариам (Мако) Сафаровой-Абашидзе. Около 50 лет она играла на сцене различные роли в спектаклях. Также она принимала участие в оперных постановках, таких как «Свадьба Фигаро» Моцарта, исполняла партию Кармен в опере Бизе. Тасо написала автобиографию «Воспоминание», в которой была изложена вся творческая карьера артистки, взаимоотношения с писателями, драматургами, режиссерами и артистами, с кем она работала или просто встречалась в своей жизни.

И вот идет второе действие, в зале нет свободного места. Мако Сафарова-Абашидзе неожиданно чувствует страшную боль, но держится и не подает виду. На лице все так же сияет улыбка, а сама Мако, упершись на кресло, пыталась устоять на ногах. Действие закончилось и ей предложили закончить спектакль, но Мако отказалась, так как думала о других в большей степени, чем о себе. Кое-как спектакль был завершен, а Мако увезли прямо в кресле. Был приглашен лучший врач Александра Бахуташвили, которой спас Мако и ее ребенка.

Тасо Абашиде очень юмористично описывает свое появление на свет: «29 марта 1881 года около 5 часов утра под громкие крики и вопли родилась я. Скорее всего, эти крики были от радости, что моя красивая и добрая мама не стала моей жертвой».

Детские годы Тасо проходили под родительским контролем, но однажды она увидела деньги, которые родители забыли забрать со стола. Тасо взяла и вырезала из них портреты Екатерины II и Александра III. Это, конечно, удивило родителей, но они не ругали ее за это. Более того, родители сказали, что сами виноваты, так как деньги необходимо прятать в надежные места подальше от детей. Тасо уже в четыре года отлично танцевала «Кинтоури». Ее звали исполнять различные хореографические номера на концертах. Однажды, когда Тасо выступала на одном из таких концертов, она присела, и на лифчике оторвались пуговицы. Нижнее белье упало, и театр просто взорвался от смеха и аплодисментов. После такого молодой артистке выходить на сцену больше не хотелось.

Позже родители Тасо расстались, и она осталась жить с матерью. Но отец так сильно любил свою дочь, что очень часто навещал ее и даже приходил в дом своей бывшей жены. Такие встречи всегда заканчивались ссорами и скандалами. Но Тасо любила обоих родителей одинаково и не хотела выбирать кого-то одного. Васо очень часто забирал дочь, но бывшая жена всегда возвращала ее назад. Как рассказывает Тасо: «Отец «похищал» меня несколько раз в год и всегда с различных мест. То со двора, то с магазина, а чаще всего из театра». В своей автобиографии Тасо написала, что потом театральное сообщество разделилось на 2 группы. Одни были за маму, а вторые за отца.

Когда Тасо было 5 лет, в гастрольный тур в Тбилиси приехала одна из великих русских артисток Мария Савина. В пьесе Эмиля де Жерардена «Фру-Фру» была роль для ребенка. Конечно же, эту роль сыграла маленькая Тасо Абашидзе. Савина была в восторге от игры юной девочки. Таким было восхищение известной артистки, что она просила родителей Тасо отдать ее на воспитание сценического образа. Однако родители отказались от такого предложения. В последнем показе пьесы Тасо уже выступала со смелостью и на самом высшем уровне. В подарок от Савиной Тасо получила куклу, которая стала лучшим другом для юной артистки.

Время шло, а Тасо за это время успела поменять два училища, но в итоге мать отдала ее в Тбилисскую первую женскую гимназию. Похищения отца уже были неуместны, так как это могло повлиять на учебу дочери. Отец старался заботиться о ней, подбирал определенные книги и журналы для чтения, которые подходили к ее возрасту. Тасо была уникальной девочкой с великолепной памятью. Однажды Васо на одном из уроков решил узнать, у кого из учениц самая лучшая память. Он предложил каждой ученице прочитать стихотворение Пушкина «Пророк». Далее он спросил, кто сможет его рассказать наизусть. Тасо неуверенно подняла руку и вышла к доске, после чего очень громко и без ошибок рассказала стихотворение.

Тасо жила в очень хороших условиях и в комфорте, где был собственный сад. Мако в то время старалась всеми силами развивать грузинский театр. Часто в доме собирались гости высшего общества: Илья, Акакий и Иванэ Мачабели, Важа-Пшавела, Антон Пурцеладзе, Александрэ Казбеги (крестный отец Тасо Абашидзе), Габриэл Сундукян, Авксентий Цагарели, Иродион Евдошвили, Григол Абашидзе и другие.

В такие вечера общество с воодушевлением обсуждали различные новости, читали, разбирали стихи и говорили о грузинском театре. Тасо весьма внимательно и кропотливо слушала мнения различных именитых писателей и драматургов. После того, как драматическое общество распалось, Мако решила взять все в свои руки и собрала их в грузинскую труппу. Она взяла в аренду дворянский театр и начала приглашать туда русскую оперетту. Это переросло традицию и уже каждую неделю проходили несколько русских оперетт и грузинские представления. Тасо очень полюбила оперетту после такого и постоянно после учебы в гимназии тайком пробиралась в театр, где тихо следила за репетициями. Мако наняла двоих агентов, которые специально ездили в Москву и приглашали самых знаменитых артистов, а те, в свою очередь, с радостью соглашались. Так длилось около двух лет. Мако приобрела земельный участок в Теловани, где планировала построить дачу. Тасо вспоминала те времена и сравнивала их со сказкой Пушкина «О рыбаке и рыбке». Мать не была удовлетворена грузинскими театрами и решила взять русскую труппу, которая не оправдала себя. После этого дела пошли на спад, публика перестала посещать театр, расходы превышали доходы, и Мако пришлось продать дом с садом, чтобы расплатиться со всеми артистами и погасить долги. Это очень сильно отразилось на здоровье Мако, ее начал подводить слух. Ей посоветовали отправиться на лечение в Австрию. Так, в 1898 году Мако с дочерью отправились скорым поездом в Европу. Побывали проездом в Украине, а далее через Польшу и Германию попали в Австрию. Там они встретили профессора Урбанчича, который, проведя различные осмотры и некоторые анализы, назначил  лечение. Лечение длилось 3 месяца, и за это время мать с дочерью успели осмотреть полностью всю Вену. После того, как лечение закончилось, Мако пообещала, что она еще вернется для лечения. Они тепло попрощались с профессором и уехали в Париж. Там они хотели проверить вокальные данные Тасо, чтобы попробовать поступить в училище Эдуарда Шаванья. Встреча была назначена на 11 утра, и супруга Шаванья со своей дочерью очень тепло встретила гостей. Супруга сразу же села за рояль, чтобы проверить голос Тасо. Сначала Тасо пела очень неуверенно, но потом осмелела, и все прошло очень хорошо. Позже супруга Шаванья попросила исполнить арии Маргариты из «Фауста». Она очень приятно удивилась и восхитилась приятным и звонким голосом девочки. Потом она попросила исполнить ноты арии Розины. Тасо и это исполнила великолепно, после чего в комнату вошел  мужчина, который удивленно спросил, кто так чудно и звонко поет. Он также присел к роялю и уже под его игру Тасо спела еще пару раз. Он велел завтра же придти в его консерваторию, где Тасо познакомят с профессором, который подготовит для нее блестящее будущее. Уже завтра, как и было обещано, Эдуард Шаванья передал Тасо в руки великолепного профессора.

Уже 21 октября 1899 года Тасо выступала в дебютной для себя комедии «Азиани» «Деньги и качество. Тасо очень тепло встретили под бурные овации.  Она выступала там со своим отцом, а также другими известными артистами. После спектакля зал аплодировал и был потрясен юной артисткой, а Нато Габуния-Цагарели обняла Тасо и подарила золотое кольцо с бриллиантом. Нато была благодарна ей за эту игру и пожелала будущих побед на сцене.

Тасо восхищались все. Для нее все двери были открыты. Позже она познакомилась с гениальным грузинским художником Валерианом Сидамон-Эристави, который написал ей великолепный портрет.