Грузия в «Русском дневнике» Стейнбека

246

 

В 1947 году  в Грузию приехали автор нашумевшего романа «Гроздья гнева», знаменитый американский писатель Джон Стейнбек и основоположник военной фотожурналистики, выходец из Венгрии Роберт Капа (Эндре Ёрне Фридман). Они познакомились в Алжире в 1943 году, во время Второй мировой войны, попав в один номер гостиницы и вместе с другими журналистами ожидали высадки десанта союзников в Италии. В 1947 году их дороги вновь пересеклись, на этот раз в Нью-Йорке и их знакомство переросло в дружбу. Джон Стейнбек высказал желание попутешествовать по Советскому союзу с целью подготовки серии репортажей для газеты «Нью-Йорк Геральд Трибьюн». Будучи скептически настроенным по отношению к агрессивной пропаганде американских средств массовой информации того времени, Стейнбек поставил перед собой задачу описать реальные настроения и условия жизни людей, живущих в условиях советской власти. Роберт Капа не раздумывая предложил Джону Стейнбеку поехать вместе, и в дальнейшем издать книгу о полученных впечатлениях, к которой будут прилагаться и его фотоснимки.

Находясь в Советском союзе, они частично ознакомились с тремя тогдашними республиками: Россией, Украиной и Грузией, побывав в Москве, Сталинграде, Киеве, в некоторых селах Украины, в Тбилиси, Гори, Батуми. Репортажи о их путешествиях освещались в американской газете, а в 1948 году были изданы отдельной книгой под названием «Русский дневник», в которой до 60 страниц посвящены Грузии. В СССР на эту книгу долгое время было наложено табу; ее посчитали антисоветской за то, что Стейнбек критиковал советскую бюрократию, иронически относился к культу личности советских вождей… В СССР книга появилась незадолго до развала Советского союза в 1990 году. Книга переведена и на грузинский язык.

До приезда в Советский союз писатель Джон Стейнбек за своими плечами имел солидный литературный багаж – романы, повести, рассказы; известный американский писатель Теодор Драйзер назвал его «одним из самых талантливых прозаиков нашего времени». В 1934 году за рассказ «Убийство» Стейнбека награждают престижной литературной премией О.Генри. В 1935 году появилась новелла Стейнбека «Квартал Тортилья-флэт», привлекшая большое внимание читателей и критиков. Вслед за этим вышел роман «И проиграли бой». В 1937 году была издана повесть писателя «О мышах и людях», которая пользовалась большим успехом. По этому произведению была создана пьеса, пользующаяся большим успехом на Бродвее в театральном сезоне 1937-1938 годов. В марте 1939 года был издан известный роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева» и за два месяцы было продано 80 тысяч экземпляров этой книги. Роман «Гроздья гнева» попал в первую десятку самых востребованных книг 1940 года в Америке. Книга Стейнбека превратилась в событие общественно-политической жизни Америки и за это произведение Стейнбеку присвоили высшую литературную награду Америки – премию Пулитцера. Вскоре на это произведение обратил внимание и Голливуд, и в этом же году на экранах Америки появился фильм под названием «Дорога номер 666», снятый по мотивам романа Стейнбека «Гроздья гнева»; сценарий для фильма написали Наннэли Джонсон и Джон Стейнбек. Одну из главных ролей исполнял выдающийся американский актер театра и кино Генри Фонда. Как известно, Стейнбек писал и киносценарии. Один из них, «Вива, Сапата» был взят режиссером Элиа Казаном для съемок фильма с одноименным названием. Фильм посвящен мексиканским революционерам, поднявшим восстание против беззакония властей, во главе с президентом Диасом. Главные роли братьев Сапата сыграли Марлон Брандо (Эмилиано Сапата) и Энтони Куинн (Эуфемио Сапата). Следует отметить, что за эту роль Энтони Куинн в 1953 году получил «Оскара» в номинации за лучшую мужскую роль второго плана. За лучший сценарий награду получил Джон Стейнбек, были награждены и другие. По некоторым сведениям большинство произведений Джона Стейнбека экранизированы, а в создании сценария для каждого фильма участвовал сам автор. Фильмы имели большой успех, в них участвовали выдающиеся американские кинозвезды, трудились знаменитые кинорежиссеры…

Как было отмечено выше, вместе со Стейнбеком в СССР приехал и знаменитый фоторепортер, прославившийся своими фотографиями с мест военных действий Роберт Капа, который считается основоположником военной фотожурналистики. Выполняя свою профессиональную работу, он всегда находился в горячих точках мира, зачастую рискуя своей жизнью; его фоторепортажи с пяти войн – бесценный вклад в историю человечества. Начинал он совсем молодым, в 23 года готовил фоторепортажи с фронтов гражданской войны Испании 1936-1939 годов, потом была Вторая китайско-японская война и самая продолжительная и масштабная Вторая мировая война, где он фотографировал самые важные события. После Второй мировой войны в 1947 году он уже делал снимки для газеты «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» и задуманной книги «Русский дневник». Забегая вперед, должен отметить, что Роберт Капа погиб в мае 1954 года в Индокитае, когда по заданию журнала «Лайф» снимал эпизоды войны.

Вернемся к книге Джона Стейнбека «Русский дневник». Репортажи о путешествиях писателя Джона Стейнбека вместе со снимками большого мастера фотографии Роберта Капа вызывает огромный интерес, но газетная статья не позволяет описать полностью все их впечатления, полученные от посещения России, Украины и Грузии. Поэтому, естественно, остановлюсь на тех описаниях и высказываниях Джона Стейнбека, которые он посвятил Грузии.

Повествование о Грузии Стейнбек начинает так: «Везде: в Москве, Украине, России, где только мы не бывали, постоянно слышали волшебное слово «Грузия». Люди, которые ни разу не бывали в Грузии и, возможно, никогда не сумеют поехать туда, восторженно говорили о Грузии и безумно стремились поехать туда. О грузинах они говорили как о суперменах, известных любителях выпить, замечательных музыкантах и танцорах, неутомимых тружениках и ловких ухажерах. Об этом месте Кавказа, которое находится на берегу Черного моря, они беседовали просто как о рае. Собеседники убеждали нас в том, что большинство русских в случае честно и добросовестно прожитой жизни имели надежду после смерти попасть не в рай, а в Грузию. Грузия – страна с замечательным климатом, с богатой землей, владелица маленького собственного океана. Заслуга перед советским государством часто награждалась путешествием по Грузии. Советские люди после продолжительной болезни для восстановления пошатнувшегося здоровья приезжали в Грузию. И во время Второй мировой войны Грузия считалась благословенной страной. Немцы не дошли до нее, их самолеты не смогли долететь до Грузии и немецкие армии не смогли проникнуть туда. Она осталась единственным нетронутым регионом».

Перед началом нового этапа путешествия Стейнбеку и Капа обычно приходилось явиться в Московский аэропорт, так было и перед вылетом в Тбилиси. После посадки в самолет они заснули и проснулись, когда самолет приземлился в Ростове. Там они увидели немецких военнопленных, восстанавливающих поврежденные взлетные полосы и аэродром, издали был виден разрушенный город. Продолжив полет, вскоре они увидели высокие горы и острые гребни Кавказского хребта, еще покрытые снегом. Набор высоты самолетом дал возможность увидеть Черное море. Вскоре на покатых склонах появились черные кипарисы, что напомнило Джону Калифорнию. Из иллюминатора виден был прекрасный пейзаж, и у Стейнбека и Капа поднялось настроение. Самолет приземлился в Сухуми. Здание аэропорта утопало в зелени эвкалиптов. Перед аэродромом женщины продавали виноград, инжир, дыни, арбузы, прекрасные персики; пассажиры-северяне, не встречавшие такое обилие фруктов, жадно набросились на них и изрядно испортили желудки, перемешав все фрукты, особенно пострадали дети. Экипаж самолета сразу же после посадки отправился купаться в море и вернулся назад только в 2 часа ночи, а по графику он должен был улететь через полчаса после посадки. После некоторой запинки Стейнбек и Капа благополучно долетели до Тбилиси.

В Тбилисском аэропорту их тепло встретили представители Грузинского отдела культурных взаимоотношений за границей. В гостинице «Интурист» им выделили две комнаты. Окна обеих комнат выходили на улицу. К ним прикрепили водителя, бывшего кавалериста на джипе. Они вставали рано, чтобы успеть побольше осмотреть город. Они были настолько очарованы городом, что у них возникло желание вставать спозаранку и бродить по улицам. Стейнбек писал: «В старейшей части города по улицам, поднимавшимся по склонам, где пока еще стояли старинные грузинские дома, ревущий джип наш водитель гнал как стрелу. У этих домов была необычайная архитектура. Обычно двух-, трехэтажные дома с открытыми, развернутыми балконами с экзотическими росписями на стенах. Мы залезли и на тот гребень, где была воздвигнута многозубчатая высокая толстенная крепость. Взятие этой крепости без пушек не представлялось возможным… Когда мы уже собирались уходить из церкви Давида, раздался звон монастырских колоколов, и мы спустились в Сиони. Это была богатая церковь восточного стиля, чьи росписи со временем немного потемнели от ладана; церковь заполнена была народом, церковную службу вел старец с золотой короной, он был Католикосом, главным лицом Грузинской церкви (это был Католикос-Патриарх всея Грузии Калистратэ Цинцадзе, — М.Э.). Он был одет в расшитое золотой нитью специальное одеяние. Старец был настолько красив, что у вас появлялось чувство нереальности… Капа без передышки снимал, незаметно менял места и тихо щелкал. Потом поднялся на хорал и оттуда начал снимать… Тбилиси нас привлекал, разжигая желание увидеть все, но время неумолимо истекало».

В полдень они присутствовали на стадионе, где проходила встреча между одноклубниками – динамовцами Киева и Тбилиси, закончившаяся со счетом 2:2. Они были в восторге и от детской железной дороги в Муштаиде… Они побывали и в Мцхета, Гори и Батуми, сделав репортажи с этих мест.

В 1962 году Джон Стейнбек удостоился Нобелевской премии в области литературы. В 1963 году он вместе с супругой второй раз посещает Грузию. В своих воспоминаниях он написал о Грузии: «Грузия – магическая страна, и она похожа на сон с той минуты, как оставляешь ее. И грузины – магический народ. И то правда, что и их родина одна из богатейших и красивейших в мире стран».

Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ

 

Комментарии